Во времена неважно то какие, два брата жили. Родители умерли у них, и братья, справив все обряды, задумались.
Отец наш, умирая, наказ нам дал, познать всю мудрость на земле, -
промолвил старший брат. - отца наказ исполнить надо непременно.
Ответил младший — всё сделаю что скажешь. Буду жить, трудиться по хозяйству я, а ты —
ты будешь мудрость познавать.
— Согласен, —
старший младшему ответил, — лишь нельзя, оставшись в доме, мудрость
отыскать. Никто к нам её не принесёт.
Но я решил - всё мудрое, что в мире есть, найти.
Найти и принести в наш дом, для нас и для потомков.
— Твой долог будет путь. Возьми коня, повозку, побольше нагрузи
добра, чтобы лишения познанью не мешали. Останусь дома я и буду ждать
мудрейшего тебя.
С тем и расставались.
Прошли года. От
мудреца шёл к мудрецу, от храма в храм, ученья познавал востока,
запада, на севере бывал на юге старший брат. Власа и борода его седыми
стали.
Пытливый ум всё странствовал и мудрость познавал. И стал мудрейшим из
людей считаться странник седый. Гурьбою шли за ним ученики. Он
проповедовал умам пытливым мудрость щедро. Ему внимали с восхищением
те, кто молод был, и старики. Далёко впереди о нём великая шла слава.
И в
ореоле славы, толпой учеников подобострастных окружён, в селение родное
вошёл седой мудрец. И люди из селенья склонили голову пред старым
мудрецом и младший брат седой, в радости шептал: — Благослови меня, мой
брат-мудрец. Войди в наш дом,
омою твои я ноги после дороги долгой. Войди в наш дом, мой мудрый брат,
и отдохни.
Учеников оставил на пригорке и в дом вошёл за братом старший брат. Сел
у стола устало а младший брат стал ноги омывать и слушать речи
брата-мудреца.
И говорил ему
мудрец: — Я выполнил свой долг. Познал учения великих, своё
учение создал. Теперь других учить, — в
том мой удел. Но раз тебе обещал в дом отчий мудрость принести, обещанное
выполняя, я у тебя день погощу. За это время истины мудрейшие тебе, мой
младший брат, я сообщу.
Вот первая: все люди должны жить в саду
прекрасном, взращенном самими.
Всё хлопотал, всё угодить пытался младший старшему и говорил ему:
— Отведай, на столе перед тобой стоят плоды из сада нашего, сам для
тебя их лучшие собрал. Взгляни в наш сад, его я сам взрастил.
Плоды разнообразные прекрасные вкушал
мудрец, задумчиво на
дерева взирал, потом проговорил:
— Любовь - великое есть чувство; Не
каждому с любовью жизнь прожить дано. И мудрость есть великая — к любви
днём каждым каждый должен устремиться.
— О, как ты мудр, мой
старший брат! — воскликнул младший. — Великие познал ты мудрости, и я
теряюсь пред тобой, прости, не познакомил даже со своей женой, — и
крикнул к двери обращаясь: — Старушка, где же ты, моя стряпушка?
— Так вот же я, — в дверях весёлая старушка показалась, неся на блюде пироги парящие. — Я с пирогами задержалась.
Задумчивым мудрец всё дольше оставался.
Задумчивость его шум детских голосов прервал. Услышал их мудрец,
сказал: —
- Великое познать в жизни своей должен каждый человек.
Как воспитать детей и внуков счастливыми и справедливыми.
— Поведай, мудрый брат, я жажду счастливыми своих детей и внуков сделать, ты видишь, вот вошли они, шумливые мои внучата.
Два мальчика не старше шести лет и девочка лет четырёх в дверях стояли
и спорили между собой. Угомонить пытаясь ребятню, брат младший
торопливо им сказал: — Быстрей мне говорите, что у вас стряслось,
шумливые, и не мешайте нам беседой заниматься.
— Дедулечка, дедулечка, к тебе спешила я одна, чтоб
показать, как танцевать я научилась, а братья за мною увязались.
Один с тобою хочет рисовать. Второй
свирель несёт и дудочку, он хочет, чтобы ты ему на дудочке и на свирели
поиграл. Дедулечка, дедулечка, но я ведь первая к тебе идти решила. Отправь, дедулечка, их восвояси.
— Нет,
первым я шёл рисовать, со мною брат уже потом решил идти, чтоб на
свирели поиграть. — Заметил внук с куском дощечки тонкой.
С улыбкою и грустью на внучат смотрел мудрец. Ответ готовя мудрый,
напрягал на лбу морщинки, но ничего не говорил. Засуетился младший
брат, не дал продлиться паузе возникшей и быстро взял из детских рук
свирель и, не задумавшись, сказал: — Предмета нет для спора вообще у
вас. Танцуй, красавица моя и попрыгушка, я подыграю танцу на свирели.
На дудочке поможет мне играть мой милый музыкант. А ты, художник,
нарисуй, что звуки музыки рисуют, и как танцует танец балерина,
нарисуй. А ну-ка, быстро разом все за дело.
Брат младший на
свирели мелодию весёлой и прекрасной выводил, и внуки увлечённо все
одновременно вторили ему, своё любимое изображая. На дудочке старался
не отстать в мелодии великий, в будущем известный музыкант. Как
балерина, прыгала малышка, вся раскраснелась, радостно изображала танец
свой. Художник будущий картину радостную рисовал.
Мудрец
молчал. Мудрец познал... Когда окончилось веселье, встал: —Ты помнишь,
брат мой младший, зубило старое отца и молоток, мне дай их, я главный
свой урок на камне вырубить хочу. Сейчас уйду. Наверно, не вернусь.
Меня не останавливай, не жди.
Ушёл брат старший. Седой мудрец с
учениками к камню подошёл, тропа тот камень огибала. Тропа, что
странников за мудростью звала в края далёкие от дома своего. День
проходил, ночь наступала, седой мудрец стучал, рубил на камне надпись.
Когда закончил обессиленный седой старик, его ученики на камне
прочитали надпись:
"Что ищешь, странник, — всё с собой несёшь, и не
находишь нового теряешь с каждым шагом”.
|